Стандарт – национальное положение бухгалтерского учета - это нормативно – правовой акт, утверждённый министерством финансов Украины, определяющий методы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, не противоречащие международным стандартам.
Учет предприятия подразделяется на следующие виды:
1). Управленческий учет
Для внутрипроизводственного управления
2). Финансовый учет
Для управления финансовой деятельностью
Финансовый учет фиксирует информацию о затратах и доходах предприятия.
3). Налоговый учет
По принципу факта реального выполнения затрат
Отчеты для внешних потребителей
Эта информация необходима для таких внешних потребителей, как:
Государственные налоговые органы, банки, биржи, поставщики, покупатели, потенциальные инвесторы.
Национальные стандарты приняты для применения в бухгалтерском учете и для составления форм отчетности предоставляемой в органы статуправления. На ведение налогового учета национальные стандарты ни коим образом не влияют. Налоговые декларации составляются согласно действующему налоговому законодательству. Поэтому нужно четко разграничивать налоговый и бухгалтерский учет.
Хозяйственная деятельность – любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ.
Обычная деятельность предприятия включает в себя следующие составляющие:
- Операционная деятельность – основная деятельность предприятия, направленная на получение дохода, а также другие виды, которые не являются ни инвестиционной, ни финансовой деятельностью;
- Инвестиционная деятельность – приобретение и продажа долгосрочных активов, а также других инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств;
- Финансовая деятельность – виды деятельности, результатом которых являются изменения в размере и составе собственного и заёмного капитала предприятия.
Активы – это ресурсы, контролируемые предприятием, использование этих ресурсов влечет за собой получение экономических выгод.
Объекты, находящиеся в составе активов должны отвечать следующим критериям:
1.Появился в результате каких –либо операций или действий (приобрели, получили в дар и т. д.)
2.Находится под контролем у предприятия.
3. Его использование, эксплуатация в будущем приведёт к получению каких – либо экономических выгод.
ОС – основные средства – к ним относят активы стоимостью более 1000 грн. и сроком службы более одного года. Это: здания и сооружения, транспортные средства, компьютеры и другая оргтехника, офисная мебель и т.д. и т. п.
НМА - необоротные материальные активы – синоним ОС, то есть всё то же самое, но другим словом.
МБП - малоценные быстро изнашиваемые предметы – к ним относятся активы стоимостью менее 1000 грн и сроком службы менее одного года, в основном это предметы и средства труда: молоток, ведро, канцтовары и т.д. и т.п.
ТМЦ – товарно-материальные ценности - товары, материалы, готовая продукция, ОС, МБП.
Креативный учет – это научный метод ведения бухгалтерского учета, который не соответствует общепринятой практике или принятым стандартам и принципам. Положителен при использовании без нарушения законодательства. Обычно необходимость в креативном учете возникает тогда, когда тот или иной вопрос недостаточно освещен в законодательных документах.
Бухгалтерская проводка – это запись хозяйственной операции с использованием счетов синтетического учета, при этом используется дебет одного счета, а кредит другого.
Синтетический учет – учет на счетах бухгалтерского учета.
Аналитический учет – учет в разрезе ОС, ТМЦ, МБП, организаций, сотрудников и т. д.
Где лежит, как называется, сколько и на какую сумму – это аналитика.
На каждый объект учета открывается отдельный счет, записи на котором делают только на основании документов. Например:
Счет № 281 « Товары на складе » - отражается их поступление и выбытие, на 631 – ведём учет взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками, на 301 – движение наличных денег в кассе предприятия (приход, расход, остаток).
В процессе деятельности предприятия происходит большое количество различных хозяйственных операций. Что – то покупается, что-то продаётся, поступают деньги в кассу, начисляется и выплачивается зарплата, предоставляются банковские кредиты и т.д. Для того чтобы правильно отразить в учете эти операции их группируют по однородным признакам.
Для группировки используют СЧЕТ.
Счет можно представить в виде двусторонней схемы, таблицы. Так называемого самолётика,
в одной части которой отражается увеличение объекта учета,
а в другой – его уменьшение.
Каждый счет имеет свой номер и название, говорящее о том, какая именно информация отражена на данном счете.
См. схемы 1, 2, 3